«Заматывала голову мокрой марлей и рисовала»: как в Минске создают новый мурал  

Мария Войтович 

Фото:   Роман Протасевич

Интервью Euroradio

Это история про то, как жители обычного двора в центре Минска захотели превратить унылую стену своих гаражей в арт-объект. Захотели — и сделали: художница Катя Казнадей уже почти три недели работает над новым минским граффити — городами-цветами.

История Кати заслуживает того, чтобы её рассказать. 16 лет девушка пела в Большом театре оперы и балета, а потом кардинально изменила свою жизнь — занялась изобразительным искусством. Журналисты Еврорадио, наблюдающие за процессом из окон редакции, не смогли не поговорить с художницей.

Интервью Euroradio

Еврорадио: Катя, почему ты решила уйти из театра в художники?

Катя Казнадей: Художницей я мечтала стать с детства. Но мамина знакомая отдала сына в художественную школу, где ему отбили желание рисовать. Мама испугалась, что со мной будет то же самое. Сказала, мол, ты рисуй пока сама. Я рисовала, а параллельно занималась музыкой. После школы поступила в музучилище, потом в консерваторию… Но вдобавок изучала полтора года режиссуру музыкального театра в классе Маргариты Изворской, супруги художественного руководителя Большого театра Валентина Елизарьева. Она дала мне возможность оформлять спектакль, который мы готовили на выпускной. Я занималась декорациями, придумывала, в каких мы будем костюмах.

В 29 лет я поняла, что рисование — моя настоящая страсть. Было страшно, но я решила сменить профессию. Сначала помогала с оформлением спектаклей подругам — режиссёрам из России и из Франции. Потом записалась на курсы к художнику Сергею Пилиповичу. Мы выезжали на пленэры, ходили по музеям. Он научил меня правильно смотреть на картины, замечать важное.
 

Еврорадио: Идея городов-цветов родилась на курсах?

Катя Казнадей: Да. Как-то Сергей дал нам задание — написать небольшой рассказ о том, какие чувства нас переполняют. В театре тогда восстановили мой любимый спектакль “Ромео и Джульетта”, который на время пропал. Я написала эссе. Затем надо было нарисовать город, в котором мои чувства будут выражены. У меня получилось поваленное последнее на земле дерево, а на нём сидел город в виде человека из разных домиков, переходов, лесенок и курил трубу завода.

Интервью Euroradio

Позже я стала рисовать узнаваемые города. Картинки выкладывала в Инстаграм, там же спрашивала, какой город рисовать следующим. Люди что-то подкидывали. Я собирала архитектуру городов в цветы. Потом захотелось нарисовать какой-нибудь такой город-цветок в каком-нибудь открытом кафе, чтобы люди сидели, например, под раскидистым Парижем. Написала об этом пост, мол, готова рисовать просто за материалы, но никто не отозвался. 

Еврорадио: А как ты вышла на стену на Маркса?

Катя Казнадей: Мой муж увидел, что кто-то в интернете бросил клич: нужен художник, у которого есть идеи, чем можно расписать стену гаражей во дворе. Как я поняла, инициатива шла от самих жильцов. Со мной встретился один из местных активистов Игорь Шабловский. Он посмотрел мои работы, обсудил их с соседями. Им понравилось. Дальше я подготовила макет и описание проекта — решила изобразить в виде цветов европейские столицы. Проект приурочили к Европейским играм. В исполкоме его согласовали. Правда, попросили, чтобы всё было прилично и без политики. 

Интервью Euroradio

Еврорадио: Хотя бы на краску денег дали?

Катя Казнадей: Нет. Проект сделан за свой счет. В принципе, краска обошлась где-то в 250-300 рублей. У меня никаких претензий к этому нет. Условия работы мы оговорили с Игорем на берегу. Может, не все художники такое одобрят, но для меня этот проект имиджевый. Возможность в центре города создать свою работу перекрыла расходы. Буду ли я ещё раз делать такую работу бесплатно? Точно нет.

 

Еврорадио: Европейские игры скоро закончатся, но до окончания твоей работы ещё далеко…

Катя Казнадей: Мы начали обсуждать проект ещё в марте. Я предполагала, что начну работать в мае и через месяц всё будет готово. Но стену долго готовили. На ней были старые рисунки [знаменитый кот-китаец и стрекозы. — Еврорадио], которые пришлось закрасить. В итоге я начала работать только 5 июня. Спешить в ущерб качеству не хотелось, но тут мне сказали поторопиться, потому что 15 июня администрация исполкома будет проверять готовность центра к Европейским играм. На помощь пришла художница Лиза Дубинчина. Работали по 8 часов в сутки, разрисовывали по пять метров стены в день, по 2-3 цветка.

Интервью Euroradio
Интервью Euroradio
Интервью Euroradio

Длина всей стены приблизительно 60 метров вместе с торцом. Сначала думала, что сложнее всего будет рисовать и держать темп, но самым сложным оказалась внезапная жара. Проверка к нам не приехала. Игорь выслал в исполком фотографии того, что получается, там сказали продолжать. К работе подключились другие волонтёры, нам одолжили проектор, теперь работа идёт быстрее, но приходится работать поздно вечером, когда темно. Жёстких ограничений по времени уже нету, но я постараюсь не затягивать. Что касается Европейских игр, думаю, не обязательно должно всё блестеть.  


Интервью Euroradio

Еврорадио: Что увидит человек, который заглянет во дворик на Маркса?

Катя Казнадей: Моя идея — вызвать у человека радость от того, что о нём подумали. В Германии рядом с городом Руст есть Europa-Park — аттракционы в виде европейских стран. Горы в Швейцарии, космические корабли и вывески на русском языке в России, белые домики с синими крышами в Греции… Всё это вызывает восторг! Ты как будто путешествуешь по разным странам и знакомишься, пусть и поверхностно, с их культурой. С другой стороны — видишь что-то своё. Мне хотелось приблизиться к этому. Сделать так, чтобы каждый гость Минска смог зайти во дворик и зацепить краем глаза знакомый силуэт. Каждый город мы подписываем на языке его страны и на белорусском.

Интервью Euroradio
Интервью Euroradio
Интервью Euroradio
Интервью Euroradio

Всего будет 50 столиц Европы и ещё Тель-Авив. Мы добавили его, чтобы порадовать хозяев и посетителей открывшегося здесь кафе израильской кухни. Города-цветы размещены по группам так, чтобы показать особенности архитектуры разных стран. Идя вдоль стены, человек как будто бы путешествует по Европе. Можно долго говорить о каждом цветке. Минск получился похожим на лилию, очень разнообразным. В нём есть какие-то современные здания и старинные. Всю архитектуру в цветок не запихнёшь, я старалась подбирать достопримечательности, что уже давно ассоциируются с Минском. В нём и Красный костёл, и ворота города, и даже улиточка с домиком в форме национальной библиотеки. В этом ни в коем случае нет издевательского контекста. Если понаблюдать за улитками, они вкушают жизнь, наслаждаются, медленно познают. Ползёт себе такая, в красивом домике, как и мы все, — медленно, но верно. Мудрая и задумчивая улитка…  

Интервью Euroradio
Интервью Euroradio

Еврорадио: Как реагируют люди на твою работу?

Катя Казнадей: Пару раз работники кафе приносили воду, ребята из «Арт-Сядзібы» угощали чаем. Подходили строители, советовали начинать работать пораньше, чтобы не было жарко. Я заматывала голову мокрой марлей и рисовала. Когда становилось дурновато, пряталась под козырьком кафе, рисовала набегами. Под стеной паркуются машины, из-за этого не всегда получалось поставить люльку. Тут ничего не поделаешь. Был мужчина, который подошёл и сказал, что наш рисунок не патриотичный, мол, «всё загранишнае». Мы предложили ему сходить за угол и посмотреть на Минск. Ещё одна женщина устроила настоящий допрос: мол, а вам разрешили здесь работать? Но такие случаи единичные. Многие нас фотографируют, а когда мы с Лизой оборачиваемся, прячут телефоны. Это очень смешно. А ещё как-то раз подошла семейная пара. Рассказали, что живут здесь. Стояли и любовались минут 15.

Интервью Euroradio
Интервью Euroradio
Интервью Euroradio
Интервью Euroradio

Еврорадио: Есть что-то, о чём бы тебе самой хотелось сказать?

Катя Казнадей: Мне ещё, наверное, надо привыкнуть к тому, что уличное искусство не вечно. Вот жил на этой стене кот и стрекозки. Их любили, фотографировались с ними. Потом стену закрасили. Рисуя здесь, я подумала, что можно было бы вернуть эти рисунки. Было бы здорово, если бы в исполкоме разрешили в будущем дорисовывать стену. Время от времени она бы обновлялась персонажами, которые бы «жили» в этих городах, например, как тот же кот. Но пока это всего лишь идея.

Detailed project descriptions

Интервью Euroradio

CityFlowers

Интервью Euroradio

Jazz Jamboree 2022

Jazz Jamboree 2022
Интервью Euroradio

Cyrano de Bergerac

MY IMPRESSIONS OF JAMIE LLOYD'S CYRANO DE BERGERAC
Интервью Euroradio

«Coffee»

Интервью Euroradio

Portrait4donate

Интервью Euroradio

The Society for New Cuisine

“Animating the Story: Adding Visual Magic to the Play” (7-minute read including video)
Интервью Euroradio

My ascent to the DEMON MOUNTAIN in the CARPG IX competition

Интервью Euroradio

Interview with Euroradio

Интервью Euroradio

Интервью CityDog